«Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить. Идеальной представляется им работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту»
Генри Форд
Американский инженер и промышленник, один из основателей автомобильной промышленности США. В 1903 году Генри Форд основал «Ford Motor Company», которая впоследствии стала одной из крупнейших в мире автомобильных компаний. В 1907 году Генри Форд выдвинул идею «демократизации автомобиля».
«Форд сразу понял, что для того, чтобы дёшево продавать свои автомобили, он должен снизить их себестоимость. С целью достигнуть этого; он ввёл на своих заводах ряд очень эффективных технологий. Они включали в себя: а) полностью заменимые части; б) большую степень разделения труда; в) сборочную линию. Всё это было направлено на то, чтобы повысить эффективность каждого отдельного рабочего.
Главный момент, считал Форд, заключался в том, чтобы рабочий не тратил время на переносы необходимых ему материалов и инструментов или даже на то, чтобы поднимать их с пола перед началом работы. Вместо этого Форд организовал доставку необходимых материалов к рабочему с помощью конвейерных лент, скользящих дорожек или по прикрепленным к потолку цеха рельсам. Предметы располагались на уровне пояса, где рабочий мог выполнить свою операцию гораздо быстрее. Методы производства требовалось тщательно анализировать и постоянно пытаться найти способы усовершенствования, более эффективные технологии. Сложную задачу следовало разделить на несколько простых, чтобы с ними могли справиться неквалифицированные рабочие (многие из них могли быть малограмотными, иметь низкий интеллект) без долгих периодов подготовки.
В поисках снижения издержек производства Форд обратил внимание на то, что рабочий тратил больше времени на поиск и доставку материала и инструментов, чем на работу. Прогулки рабочих по цеху оплачивать не хотелось. “Если двенадцать тысяч служащих сберегут каждый ежедневно по десять шагов, то получится экономия пространства и силы в пятьдесят миль”, – подсчитал Форд и понял, что необходимо доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Он сформулировал два принципа: заставлять рабочего не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны. С 1 апреля 1913 года Форд запустил конвейер. Рабочий, который вгонял болт, не завинчивал одновременно гайку; кто ставил гайку, не завинчивал ее накрепко. Никто из рабочих ничего не поднимал и не перетаскивал.
12 января 1914 года Форд устанавливает размер минимальной оплаты труда в 5 долларов в день (в два раза больше, чем средняя в отрасли!) и сокращает рабочий день до восьми часов.
Ни одна из этих идей не принадлежала лично Форду. Энди Уитни применил взаимозаменимые части примерно на век раньше; хорошо известный специалист Фредерик Уинслоу Тейлор защищал все эти идеи в своих трудах, а несколько маленьких фирм уже использовали сборочные линии для своего производства. Но Форд был первым масштабным промышленником, который применил всё это целиком.
Результаты были потрясающими: в 1908 году самая дешевая «Модель Т», продававшаяся.за 825 долларов, упала в цене до 500 долларов. В 1916 году цена снизилась до 360 долларов. Наконец в 1926 году розничная цена достигла рекордно низкой отметки – 290 долларов. Поскольку стоимость упала, спрос увеличился. США стали «страной на колёсах», а Форд – самым богатым гражданином в мире».